ЭКОАНАЛИТИКА
Программы для экологов
Экология Калуги 2009 год
Экология Калуги 2008 год
Экология Калуги 2010 год
Экология Калуги 2011 год
Экология Калуги 2012 год
Экология Калуги 2013 год
Экология Калуги 2014 год
Экология Калуги 2015 год
Экология Калуги 2016 год
Экология Калуги 2017 год
Экология Калуги 2018 год
Экология Калуги 2019 год






 Мониторинг воздуха-Калуга

 Положение о сводном томе
 ПДВ Калуги
УСЛУГИО ФИРМЕПРОГРАММНЫЕ ПРОЕКТЫКОНТАКТЫЭКОЛОГИЯ КАЛУГИМЕРОПРИЯТИЯ
Экологическое обучение
Состояние атмосферного воздуха в Калуге в 2008 г.
     Новости

<< Назад в оглавление
 

Действующая в Калуге с 1999 года система контроля и управления качеством атмосферного воздуха включает в себя два основных компонента: расчетный (прогнозный) мониторинг, основанный на Сводном томе ПДВ, и инструментальный мониторинг, основанный на ежемесячных инструментальных замерах. Оба эти компонента реализованы в программно – аналитическом комплексе «Воздух – Город» (разработка фирмы«Экоаналитика»). Координацию деятельности системы контроля и управления качеством атмосферного воздуха осуществляет Комитет по охране окружающей среды г. Калуги. Ведение баз данных, проведение сводных расчетов загрязнений, разработка программ обследований, аналитическая обработка данных проводится фирмой «Экоаналитика». Ежемесячные инструментальные замеры качества воздуха на селитебных территориях в зонах влияния промышленных выбросов выполняются силами предприятий города.

Антропогенное воздействие наатмосферный воздух оценивается впервую очередь по результатам расчетного мониторинга. Качество городского воздуха определяется по результатам расчетов приземных концентраций загрязняющих веществ, создаваемых выбросами предприятий и городского транспорта, с учетом ежемесячных инструментальных замеров (инструментального мониторинга).В базу данных 2008 г. вошли выбросы 476 предприятий г. Калуги, из них 12 предприятий города выбрасывают загрязняющие веществас превышением нормативных требований. Годовой выброс загрязняющих веществ составил 8.09 тыс.т. Динамика изменения объема промышленных выбросов в атмосферуприведена на рис. 2.1. Следует отметить тенденцию к некоторому росту выбросов в 2007 – 2008 годах на фоне значительного снижения в предыдущие годы. Объяснением этой тенденции может служить созданиеи развитие новых промышленных предприятий, связанное с повышением инвестиционной привлекательности г. Калуги и приходом в город новых промышленных инвесторов.

В то же время на протяжении 9 лет наблюдается уменьшение количества предприятий, имеющих сверх нормативные выбросы, что свидетельствует об эффективности действующей в Калуге системы контроляи управления качеством атмосферного воздуха.

Предприятиями города в атмосферу в 2008 г. выбрасывались вещества 243 наименований. В таблице 2.1. приведены вещества, по которым выявлены наибольшие превышения ПДК в жилых районах. Как видно изтаблицы, по 12 веществам выявленыпревышения нормативов качества воздуха в диапазоне от 1 до 3.9 ПДК в зависимости от компонента и района города. Таблица показывает уменьшение или полное устранение превышений ПДК по 8 веществам, что связано в первую очередь с проведением реконструкции некоторых АЗС и автотранспортных предприятий. В то же время просматривается тенденция к увеличению либо появлению новых превышений ПДКвзвешенных веществ различного состава. Это связано в первую очередьс недостаточной эффективностью или износом пылеочистного оборудования на ряде предприятий.

Картографическая информация,получаемая из программно – аналитического комплекса «Воздух – Город», позволяет выявить очаги загрязнений, вызванных антропогенным воздействием. Чаще всего значительные превышения ПДК обусловлены влиянием единственного предприятия и локализованы в определенном районе. Некоторые очагизагрязнения создаются предприятиями одной технологической группы,расположенными в разных районах города. На рисунке 2.2. приводятсяочаги загрязнения города ксилолом,вызванные воздействием ряда городских АЗС. В то же время превышение ПДК диоксида азота обусловлено главным образом влиянием городского транспорта (рисунок 2.3).Наличие подобных очагов загрязнения требует принятия как технических, так и организационных решений, включая, при необходимости, административные меры.

Фактическое качество воздуха вгороде оценивается по данным инструментального мониторинга. Для комплексной оценки качества воздуха используется индекс загрязнения атмосферы (ИЗА).

Использование комплексного индекса позволяет проводить сравнительный анализ по временным рядам и территориальному распределению загрязнений. На рисунке 2.4 приводится средне годовой уровень загрязнения атмосферы (ИЗАфакт), полученный из результатов ежемесячных инструментальных замеров в 2008 году. Среднегодовое загрязнение атмосферного воздуха города в целом характеризуется как низкое или повышенное в зависимости от района. В то же время в окрестностях железнодорожного вокзала, а также районах Терепец, Тайфун и некоторых других, наблюдался высокий уровень загрязнения атмосферы. Основной причиной такого уровня является сверхнормативное загрязнение районов Терепец и Тайфун взвешенными веществами, а района вокзала – диоксидом азота, причем наиболее значительное превышение нормативов отмечалось в летние месяцы (с апреля по сентябрь). Можно с высокой степенью вероятности предполагать, что загрязнение взвешенными веществами обусловлено недостаточностью уборки улиц и дорожного покрытия, а также плохим состоянием дорожного полотна. Загрязнение диоксидом азота обусловлено выбросами автомобильного и железнодорожного транспорта. Помимо анализа территориального распределения среднегодовых загрязнений большой интерес представляет анализ изменения качества воздуха в зависимости от времени года.

На рисунке 2.5. приведена динамика изменения ИЗАфакт, полученного по данным ежемесячных замеров за 2008 год. Из графика видно, что повышение ИЗАфакт отмечается в апреле и в меньшей степени в ноябре. Такие сезонные повышения ИЗАфакт наблюдались и в предыдущие годы.

На рисунке 2.6 приведены результаты мониторинга по основным компонентам: диоксиду азота, оксиду углерода и взвешенным веществам. Концентрации оксида углерода находятся значительно ниже нормы в течение всего периода, а концентрации диоксида азота и взвешенных веществ в большинстве месяцев превышают ПДК. График показывает, что апрельское повышение ИЗАфакт обусловлено в первую очередь взвешенными веществами, а ноябрьское – диоксидом азота. Весеннее загрязнение воздуха взвешенными веществами обусловлено с наибольшей вероятностью пылением газонов и дорожного покрытия после таяния снега. Своевременная влажная уборка улиц позволит снизить этот негативный фактор. Осеннее повышение концентрации диоксида азота вероятно связано с повышением мощности котельных в результате начала отопительного сезона.

Анализ загрязнения воздуха по годам в разрезе районов города демонстрирует ту же тенденцию к некоторому ухудшению качества воздуха в 2007 – 2008 годах, причем на окраинных территориях это проявляется сильнее, чем в центре. Основные промышленные предприятия в Калуге расположены в периферийной части города. Там же располагаются и основные спальные жилые массивы, в которых проживает значительная часть населения. Из этого следует, в частности, необходимость учета экологических факторов при проектировании и строительстве новых жилых массивов.

Загрязнение города ксилолом в результате воздействия АЗС

Загрязнение города диоксидом азота. Основное влияние оказывает городской транспорт

Среднегодовой уровень загрязнения атмосферы ИЗАфакт

Анализ среднегодовых данных инструментального мониторинга за длительный период наблюдений позволяет выявить тенденции к улучшению, ухудшению или стабилизации качества воздуха. На рисунке 2.7 приведена динамика изменения среднегодового ИЗАфакт по городув целом за весь период наблюдений. Из графика видно, что уровень загрязнения атмосферы можно в целом оценить как низкий с тенденцией к повышению (5<ИЗА<7). Очевидно, что развитие промышленности и увеличение напряженности потоков автотранспорта не способствует улучшению качества воздуха. В то же время особое внимание и учет экологических факторов на прединвестиционном и инвестиционном этапах развития городской промышленности позволит затормозить рост антропогенного воздействия на городской воздух. Проблема воздействия городского автотранспорта требует незамедлительного принятия решений. К ним в первую очередь относится необходимость перераспределения потоков и режимов движения транспорта на улицах, а также разработка транспортно – дорожной схемы с обязательным учетом экологических аспектов.

Анализ данных из программно – аналитического комплекса «Воздух – Город» показывает, что в последние 2 года просматривается тенденция к ухудшению качества городского воздуха, связанная с увеличением антропогенных воздействий на него. В первую очередь это обусловлено появлением в городе новых предприятий и объектов жилищного строительства, а также ростом транспортной нагрузки. Разумеется, развитие экономики всегда наносит ущерб экологии городской среды, поэтому современный подход к развитию требует эколого-экономической оптимизации антропогенной деятельности. Совместные осознанные усилия органов городской власти и управления, бизнес – сообщества и населения способны минимизировать возникающие негативные тенденции.

Развитие программного обеспечения «Воздух – Город». Система контроля и управления качеством атмосферного воздуха, инструментом которой является программно – аналитический комплекс «Воздух – Город», действует в Калуге с 1999 г. За это время были накоплены большие массивы информации о качестве городского воздуха и антропогенных воздействиях на него.

Большое количество информации, необходимость дополнительного графического и картографического анализа, расширение круга пользователей потребовало существеннойпереработки программного обеспечения. Фирмой «Экоаналитика» разработана новая сетевая версия программно – аналитического комплекса «Воздух – Город» на основе клиент-серверной технологии. В качестве ГИС в программе использована инновационная платформа OrbisMap.В настоящее время проводится перевод системы контроля и управления качеством атмосферноговоздуха г. Калуги на новое программное обеспечение, предоставляющее расширенные возможности для сбора, хранения, обработки и представления данных.

<< Назад в оглавление
 







Фирма «Экоаналитика» участник VI Международного экологического форума – «Твой экофорум 2020»




ООО «Экоаналитика» участник коллегии по итогам деятельности министерства природных ресурсов и экологии Калужской области в 2020 году

Делегация фирмы «Экоаналитика» 21 февраля, во главе с генеральным директором Ириной Маньшиной, приняла очередное участие в работе коллегии министерства природных ресурсов и экологии Калужской области.




экологические информационные системы
Mitsubishi ASX